В начале прошлого века большинство горожан вынуждены были довольствоваться удобствами во дворах, называемыми ретирадами. По мере заполнения выгребных ям перед жильцами вставала проблема их очистки. Беднейшее население нередко просто зарывало старые ямы, а туалеты при этом переносило на новое место. Кто не хотел переносить ретираду, сам занимался ее очисткой и вывозил содержимое на свалку. Жители центральной части города, а также богатые домовладельцы пользовались услугами ассенизаторов. Причем можно было обратиться как к частным лицам, так и в городской ассенизационной обоз.
Некоторые домовладельцы самостоятельно очищали помойные ямы, а другие нанимали ассенизаторов. Специально для утилизации такого рода отходов городская управа выделила четыре полигона: за Сторожевским кладбищем (район бульвара Шевченко) , за Комаровкой на землях Ваньковича, в местности Три Корчмы (ныне район пересечения улиц Аранской и Тростенецкой) , на хуторе Лихтермана.
Все нечистоты, отходы и навоз отправляли в помойные ямы, которые закрывали крышками. Вывозить накопившиеся нечистоты нужно было раз в год — до наступления весенней оттепели. Полицейские приставы и санитарные врачи строго следили за соблюдением этого правила, ведь Свислочь, выйдя весной из берегов (а такое случалось) , могла разнести содержимое дворовых помойных ям. Так, в 1915 году исполняющий дела минского полицмейстера Л.О. Попэйко приказал принять «самые энергичные меры к сколке льда с улиц и очистке дворов от накопившихся за зиму нечистот, распорядиться об устройстве заново помойных выгребных ям и сорных ящиков там, где их нет, а ветхие перестроить заново, желательно на новых местах, все это должно содержаться в чистоте, ежедневно дезинфицироваться и засыпаться негашеной известью». На исполнение начальник дал срок две недели. После этого он лично обещал обойти минские дворы, чтобы убедиться, как выполнено распоряжение. Тех домовладельцев, кто его проигнорировал, ожидала суровая кара: штраф 3.000 рублей, что было огромной по тем временам суммой, или тюремное заключение на три месяца.
Каждый год минские власти выдавали множество предписаний нерадивым домовладельцам на очистку дворов. По существовавшим тогда правилам дворы оборудовали помойными ямами и отхожими местами. Причем запрещалось их устраивать в непосредственной близости от тротуаров. Оно и понятно: неприятные запахи не должны были щекотать носы гуляющей публики.
В начале прошлого века город разительно отличался от нынешней красавицы столицы. Сегодня, прогуливаясь по центральным и окраинным улицам, можно не опасаться угодить в какую-нибудь вонючую лужу. А сто лет назад даже в самом центре можно было испачкаться до неприличия.
Да и на улице всегда можно отыскать урну. В дореволюционном Минске вопрос поддержания чистоты был одним из самых болезненных
Бизнес, Политика, Спорт, Шоубиз
Новостной портал | Бизнес, Политика, Спорт, Шоубиз | Страница 332
Комментариев нет:
Отправить комментарий